Казахская культура – это отражение истории кочевого народа. На протяжении тысячелетий по казахским степям ходили племена кочевников, которые сформировали свое уникальное мировоззрение, создали своеобразные обычаи и традиции, и сотрудничали с соседними народами и культурами. В XIX – XX веках многие казахи стали менять кочевой образ жизни на оседлый, и происходило развитие новых культурных аспектов казахского народа. Сегодня культура Казахстана – это огромный пласт различных видов искусства, традиций и быта, пропитанный духом кочевого прошлого.
Казахская юрта:
Казахская юрта — традиционное жилище, существующее с древности, используется до настоящего времени. Юрта казахов своеобразный тип переносного жилища, характерный для насельников Великой степи. Юрта с оригинальным архитектурным решением, со сложным семантическим смыслом отражает уровень культурного развития тюрко – монгольских племен, их сложную идеологию. Неповторимость этого типа жилища, архитектуры, созданной из войлока и гибкого ивового прута, стала сегодня для каждого казаха емким символом Родины, древней культуры народа. Говоря о юрте, можно с уверенностью сказать, что как жилище она была, не только точно рассчитана и продумана с учетом потребностей быта кочевников, а ее убранство отличалось орнаментальным изяществом декора, но и сам принцип построения юрты был отражением их взглядов на окружающий мир. Заслуживает большое внимание символика казахской юрты, раскрывающая духовно – культурные и научно-философский смысл юрты. Символизм кочевой культуры представлял собой философское отношение к миру и был нормой жизни.
Юрта состоит из трех деревянных элементов: решеток «кереге», составляющих стены; жердей «юк» (или «уук») образующих купол; и круглого обода «шанырак», служащего вершиной юрты, потолочным окном и отверстием для выхода дыма. Кстати, элемент юрты «шанырак» запечатлен на гербе республики. Основным материалом всегда была древесина ивы, а богатые кочевники строили юрты из березы. На собранную конструкцию натягивают войлочный покров, обеспечивавший защиту от ветра, дождя и снега зимой, и от палящего солнца и пыли летом.
Шанырак – это символ объединения, поэтому казахи, когда совершают бата – а это пожелания стариков – говорят «шаңырағың шайқалмасын» — пусть купол твоей юрты будет крепким, непоколебимым. Это означает: пусть царит в семье мир, дружба и братство. В национальном самосознании, мировоззрении казахов «шанырак» — это «дом», «семья», «поколение», в духовно – философском понимании он является символом очага, продолжением рода, традиций и воспитания, духовной близости.
Ремесла:
Кочевая жизнь в суровых условиях степи и полностью натуральное хозяйство вынуждала людей заниматься производством всего необходимого самостоятельно. Так зародились казахские народные ремесла, которые удовлетворяли все потребности людей, и довольно редко становились предметом торговли. В племенах кочевников было гендерное разделение по видам ремесленных работ: мужчины занимались обработкой дерева, металла, кожи и другими видами промыслов, требующих силы, и традиционно связанных с мужской деятельностью; а женщины работали в сферах, где нужна усидчивость и кропотливая работа – изготовление и обработка войлока, шерсти, различные виды плетения и вышивки.
Славятся своим качеством кожаные изделия: седла лошадей, сосуды (торсук используется, чтобы хранить кумыс) и камча, вызывающая у всех зависть и восхищение. Кузнецы делает с древних времен казахские копья, оружие, сабли и мечи. Казахская древесина широко известна и применяется для изготовления дверей, сундуков, столов и кроватей. Рога рогатого скота используются для изготовления удивительных ковшей для наливания в них кумыса. Наиболее приятная вещь состоит в том, что гости не только могут наблюдать работу умельцев, но также и заказать особенно понравившуюся вещь или сувенир.
Дерево:
Одним из важнейших материалов в жизни казахских кочевников было дерево. Из него изготавливали детали каркаса юрты, мебель, посуду, и другие предметы быта. В основном, деревообрабатывающее ремесло было развито на севере Казахстана, с большим количеством леса.
Самым важным ремеслом было изготовление деталей для юрты: стенок-решеток «кереге», жердей для крыши «юк», и обода-навершия «шанырак». Создание крепкого и геометрически правильного каркаса для постоянного жилища требовало высокого ремесленного мастерства. Причем, «шанырак» был самой сложной и важной конструкцией, его передавали по наследству, и довольно часто его украшали различными резными орнаментами.
Также, из дерева делали некоторые детали для седел, рукоятки для рабочих инструментов, различные шкафчики и сундуки. Отдельным ремеслом по работе с деревом было изготовление казахских музыкальных инструментов «кобыза» и «домбры».
Металл:
Менее распространенным материалом для ремесленников были различные металлы, но кузнечное ремесло было важным умением в жизни кочевников – из металла делали подковы, стремена, детали упряжки, а также ножи, и различные инструменты. В основном, ремесла, связанные с работой по металлу, были развиты слабо. А с развитием торговли, привозные изделия полностью заменили местное производство. Однако, навыки в работе по металлу применялись также в работе казахских ювелиров.
Кожа:
Кожевенное ремесло составляло еще одну важную часть в жизни казахов. Из кожи диких и домашних животных делали зимнюю одежду, шапки, детали седел и другой амуниции для лошадей. Некоторые виды одежды были настолько качественными и удобными, что слава о них распространилась по странам Центральной Азии, и они высоко ценились на базарах Востока. Также, массовым среди кочевников было сапожное ремесло, так как зимой и летом казахи носили сапоги. Помимо этого, из кожи делали сосуды для воды и кумыса. И хотя работа с кожей была прерогативой мужчин, в этих ремеслах часто были задействованы и женщины.
Войлок и ткацкие ремесла:
Изготовление и обработка войлока было базовым ремеслом казахских кочевников, и этим занимались женщины. В первую очередь войлок использовали для покрытия юрт. Войлок использовали для пошива тапочек, а тонкий войлок был материалом для различной одежды. Также, войлок служил основой для ковров «текемет», которыми устилали пол в юрте, и для красивых ковров «тускииз», украшавших стены юрты. Вместе с этим было хорошо развито ковроткачество из шерсти и тонких полос ткани. А в более древние времена было повсеместно распространено ремесло плетения циновок.
Ювелирное и косторезное искусство:
Казахи также были отличными ювелирами, и владели многими техниками работы с металлом – ковкой, чеканкой, штамповкой и другими. Основным материалом было серебро, хотя встречались изделия из золота. Ювелиры создавали различные кольца, браслеты, серьги и подвески, а также детали одежды – пряжки и пуговицы. Особым видом ювелирного искусства Казахстана можно назвать косторезное ремесло, где из костей и рогов животных мастера вырезали различные фигурки, а также делали тонкие пластинки с рисунками и узорами, которыми потом инкрустировали предметы мебели.
В XXI веке культура Казахстана удачно вливается в мировое сообщество, и при этом бережно сохраняются народные традиции и обычаи. Из поколения в поколение по-прежнему передаются знания и философия жизни предков, когда-то покоривших необъятные казахские степи. Познакомиться с культурой Казахстана можно в многочисленных музеях страны, на фестивалях и праздниках.